Александр Иванович ПОВЕРИН
Московская гончарная чернолощеная керамика XVII века
XVII век интересен для нас тем, что в это время окончательно сложились самобытные гармоничные гончарные формы. Мы сегодня можем судить об этих формах лишь по музейным экспонатам. Но что интересно, эти формы довольно сильно отличаются от гончарных форм XVIII века. И это странно, так как традиционные народные гончарные формы во времени изменяются очень медленно и эти изменения трудно порой заметить на протяжении целых веков. Но вот на рубеже XVII и XVIII веков произошел своеобразный скачок, – резкое изменение характера гончарных форм. И первое, что бросается в глаза при изучении форм этого периода, – появление резкого разграничения горлышка и тулова сосудов. Если в XVII веке этот переход был плавным и практически незаметным, то уже в XVIII веке мы ясно видим то место, где кончается горлышко и начинается тулово сосуда.